Еврейские похоронные традиции

В Украине находится большое количество еврейских кладбищ и захоронений. К сожалению, многие были практически разрушены во время Второй мировой войны. Часть захоронений удалось восстановить.
Еврейские захоронения Украины — несправедливо забытыe историческиe памятки. Традиционные памятники евреев (мацевы) интересны своим почтенным возрастом и необыкновенно красивой резьбой по камню. Многие из них — настоящие произведения искусства.
Самый старый еврейский памятник, который сохранился в Украине по сей день, находится в городе Буск (Львовская область) и датируется 1520 годом. Так как религия запрещает евреям изображать людей на памятниках, поэтому информация об усопшем передавалась с помощью изображений. Резьба имела глубокое значение. На старых еврейских барельефах встречаются львы, единороги, медведи, зайцы, орлы, белки, волки, лани, аисты и другие птицы. Каждое животное символизировало какие-то черты усопшего, или было созвучно с его именем. Кроме всего прочего, на памятниках можно увидеть цитаты из святого писания.

Часто встречается изображение льва — олицетворения еврейского народа. Другой
распространенный сюжет — поединок льва с единорогом, символизирует ожидание прихода Мессии. Еще одна популярная картина на мацевах — медведи с гроздью винограда в лапах. Это символ библейских разведчиков, которые возвращаются в пустыню с доброй вестью о плодородности земли Ханаанской. А также зайцы на памятниках показывают богобоязненность, праведность покойного, а белочки — мудрость. Лани и спящие единороги изображены на могилах незамужних девушек и символизируют их чистоту и невинность. Надгробья замужних женщин увенчаны пятисвечниками с птичками по бокам.
А вот двуглавый или одноглавый орел на памятниках — символ Бога. Двуглавый орел показывает дуалистическую суть Всевышнего, а именно: строгость и любовь, суд и милосердие. Аист или заяц, в когтях у орла, означают, что покойный полностью отдавал себя на волю Господа.
Нужно отметить, что такие памятники могли позволить себе только состоятельные люди. Для простых людей основным материалом для изготовления надгробий до ХIX века было дерево.
Деревянные еврейские мацевы не сохранились.

Еврейские традиции похорон отличаются от христианских.

После наступления смерти, покойного нужно похоронить в течение 24 часов. Но исключение — ожидание родных, субботы и иудейские праздники.
Кремация в иудаизме — страшный грех. Даже если покойный желал, чтоб его кремировали, то родные этого не сделают.
Усопшего обмывают и одевают в простую белую одежду (тахрихим). Прежде всего тахрихим подчеркивает равенство перед Богом. После одевания покойного кладут в гроб и укрывают специальным покрывалом, одну кисть которого нужно обрезать. Гроб сразу закрывают, выставление тела на обозрение считается осквернением.

Родственники делают специальные надрезы на одежде — криа. Криа показывают глубину скорби и тяжесть утраты. Если умирают родители — надрез делают с левой стороны, для всех остальных — справа.
Во время похорон читают молитвы и псалмы. После похорон раздают милостыню и сразу уходят с кладбища, не заходя на другие могилы. Поминки не устраивают, возможна только простая трапеза из вареной чечевицы, яиц и хлеба.

По обычаю существует три этапа траура.

Первый — шива — длится семь дней после похорон. Скорбящие не должны выполнять никакой работы, так как полностью погружаются в траур. Нельзя пить вино, есть мясо, принимать гостей. Нежелательно покидать дом, так как в эти дни душа покойного мечется между домом и могилой. По окончанию седьмого дня душа обретает покой.
Второй этап — шлошим — длится до окончания тридцати дней. В эти дни душа покойного совершает переход в другой мир. Родные могут вернуться к обычной жизни, но не принимают участие в празднествах, читают специальные молитвы.
Третий этап — один год или йорцтат. Эта традиция соблюдается, только если умер кто-то очень близкий.
На местах еврейских захоронений нет крестов и фотографий, только могильные камни с надписями. Не принято приносить живые цветы.
Что касается ухода, то могилы евреев традиционно содержатся в чистоте. Как и другим памятникам, мацевам иногда нужна реставрация камня и восстановления надписей.
Как известно, у евреев существует традиция приносить на могилу камни. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, камни считаются проявлением уважения и памяти. Во-вторых, камни вечны и не завянут как цветы. Есть также версия, что камни поглощают энергию. А значит, камень, оставленный на могиле, передает тепло покойному от его родных и близких.